О Рюрике - основателе русской правящей династии, которая продержалась на престоле семь с половиной веков (с 862 по 1598/1610, если В.Шуйского считать), известно крайне мало. Изучим, что есть, заодно посмотрев произведения художников. Чур не ржать над некоторыми (хотя, впрочем, что это я вас искусственно ограничиваю).
Не ясно, где Рюрик родился, вырос, нарабатывал трудовой стаж в качестве варяга (викинга), как попал на Русь, кто был его папа, мама.... в конце концов, даже имя жены - матери князя Игоря, неизвестно (наверняка невестка Ольга постаралась, та еще змея была).
Самый определенный факт биографии товарища относится к 862 году, когда случился ивент, называемый "Призвание варяг на Русь".
Призвание варягов на рекламе 19 века. Смешные неправильные костюмы на русских.
Известно о нем из главной русской летописи "Повесть временных лет", написанной лет 350 позже.
Кстати:
тут повадились некоторые читатели рубрики "омерзительное искусствоведение" спрашивать, откуда я списываю всякие истории, не вру ли и так далее -- честно отвечаю, что обычно я открываю настоящий первоисточник (Светоний ли, Книга Юдифи ли) и резвлюсь на основе его. Это гораздо интереснее, чем читать толкования. Некоторые даже лезут меня поверять. Специально для подобных спрашивателей - вот что пишет "Повесть временных лет" о Рюрике дословно (первая фраза):
В лѣто 6370 (...) ркоша поищемъ сами в собѣ кнѧзѧ . иже бы володѣлъ нами и рѧдилъ . по рѧду по праву . идоша за море к Варѧгом̑ . к Руси . сіце бо звахуть . ты Варѧ̑гы Русь . ӕко се друзии зовутсѧ...
Василий Верещагин. Призвание князей варяжских. 1896
(справа - грустные русские бородах, слева - грустные деревянные идолы)
Для всех прочих читателей из соображения гуманизма публикую перевод этого летописного отрывка, сделанный -- нет, не академиком Лихачевым, а Иосифом Львовичем Оршером (в рамках книги "Всеобщая история, обработанная Сатириконом", 1910 год): Летописцы на основании не дошедших до нас рукописей так рассказывают о призвании варягов. Славянские послы обулись в праздничные портянки и самые модные для того времени лапти. Брюк в то время еще не носили. Даже князья, управляя своими народами, оставались без брюк при исполнении своих княжеских обязанностей.
На плечи послы накинули по звериной шкуре. Взяли по котомке с хлебом и отправились к варягам. Пришедши к варягам, послы потихоньку заглянули в шпаргалки, которые на всякий случай носили в кармане, и выпалили из [учебника по истории] Иловайского:
«Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
За знание истории варяги поставили послам пять, а потом приступили к деловому разговору.
— Зачем вам порядок? — спросили варяги. Послы переглянулись и почесали затылки. Видно было, что к этому вопросу они совершенно не были подготовлены.
— Да как же без порядка! — стали они мямлить. — Нужен порядок…
— Зачем же нужен?
— Для порядка, значит, нужен. Сами знаете, без порядка какой же порядок? Варяги засмеялись.
— Ну хорошо, — сказали они, — порядок нужен для порядка. А земля ваша действительно велика? Послы оживились.
— Велика?! Ишь ты, чего захотели! Это только для красного словца говорится. Куренка, к примеру сказать, и того выпустить некуда. Сейчас его либо половчанин схватит, либо хазарин унесет, либо к вашей милости на сковородку попадет. Совсем безземельные…
— А земля ваша действительно обильна?
— Обильна ссорами.
Рюрик, Синеус и Трувор. Художник Надежда Антипова
(автор явно цитирует картину Васнецова)
Заметив, что слова эти произвели на варягов нехорошее впечатление, послы бросились в ноги и завопили:
— Ваши благородия! Не оставьте нас, сирот. Вы наши отцы, мы ваши дети. Приходите учить нас уму-разуму.
После небольшого колебания варяги согласились принять власть над славянами.
Три брата — Рюрик, Синеус и Трувор с дружинами пошли к славянам.
Рюрика приняли с удовольствием.
— Хоть и не Рюрикович, — говорили про него послы, — но его потомки будут Рюриковичами.
Синеуса приняли благосклонно.
— Усы выкрасим, — решили послы, — и он сделается Черноусом.
Но насчет Трувора возникли прения.
— Пойдут от него Тру-воровичи, — говорили послы, — а мы люди робкие. Раструворуют нашу землю самым лучшим манером.
Но варяги шутить не любили, и пришлось уступить. От Труворовичей и пошли на Руси интенданты, приказные, хожалые [по нашему -- чиновники, коллекторы и т.п.].
В пересказе отрывок вырос в три раза -- в реальности это один абзац, самое связное, что мы имеем об означенном Рюрике.
И то, в разных списках летописи все по своему: в одно Рюрик пришел и стал править в Новгороде, в другом -- в Старой Ладоге, а Новгород основал собственноручно неск. лет спустя.
Путаница, короче.
Моя любимая байка по поводу этой истории -- идея одного профессора, что никаких братьев Синеуса и Трувора у нашего героя не было, и на самом деле это искаженное «сине хус трувор» («с домом и дружиной»). Версия эта не доказана. Однако в плюс ей -- то, как быстро Синеус и Трувор выпилились со страниц истории. Летопись пишет, что через два года оба брата умерли (разом, не оставив наследников) и Рюрик захапал предоставленные им города себе.
Илья Глазунов. "Внуки Гостомысла" (1986) - правая часть триптиха "Умила Новгородская"
Или вот Иоакимовская летопись. Согласно ей, мамой Рюрика была россиянка Умила, дочь важного славянского вождя Гостомысла, у которого не осталось сыновей, и поэтому -- по его воле -- на княжение призвали внука, хоть он по папе и был норманн. Проблема только в том, что в глаза эту Ипатьевскую летопись никто не видел, а Татищев, который в 18 веке ее опубликовал, высказывался о ней неопределенно -- списал, мол, я это все из одной тетрадочки, которую мне дал один бродячий монах прочитать. Списывал кусками, не подряд. Где монах этот сейчас -- не знаю, тетрадку он унес. Нет, телефончик не оставил.