Tribuna Club » Культура » Интересные факты о картине Валентина Серова "Девочка с персиками"

Интересные факты о картине Валентина Серова "Девочка с персиками"

В 1887 году художник Валентин Серов написал свою знаменитую картину "Девочка с персиками". Расскажем о ней, о истории её создания, о месте, времени и судьбах тех людей, которые так или иначе с ней связаны. Укажем также на любопытные моменты и мелкие неточности, которые имеются в этом художественном произведении. Надеемся, выдающийся живописец и график В. Серов нас за это простит.

Итак, начать, наверное, нужно с места и времени. Картина была написана чуть менее чем за 2 месяца - в период с августа, по конец сентября 1887 года. Место действия - усадьба купца Мамонтова в Подмосковье (недалеко от Сергиева Посада).

Поместье Саввы Ивановича Мамонтова в те годы заслуженно носило неофициальное звание культурного центра Российской Империи. Здесь останавливались, гостили и жили такие известные художники, писатели, как Тургенев, Репин, Врубель, Левитан и многие другие. Здесь же художники рисовали, часто детей хозяина дома, которых у него было аж пятеро. Главную героиню "Девочки с персиками" - Веру Мамонтову рисовали несколько раз. Помимо Серова, чуть позже Веру изобразил Васнецов на картине "Девушка с кленовой веткой". Позаимствовали её образ художники и для создания других картин, эскизов и иллюстраций.
На момент написания "Девочки с персиками" Серову было 22 года и он только что вернулся из Италии, где вдохновлялся работами известных итальянских мастеров. Как-то он застал чрезмерно активную, непоседливую, 11 летнюю Веру в столовой комнате, которая на секунду остановилась, чтобы взять со стола персик. То, что девочка только что бегала, отчётливо заметно на картине по румянцу, которой присутствует на её щеках и на мочке уха, а так же по некоторой растрёпанности в одежде и причёске. Серов был очарован этой застывшей на мгновение детской непосредственностью и попросил девочку ему позировать - так и выглядит предыстория создания этой картины.

Нужно сказать, что все предметы и обстановка в столовой комнате не вымышленные и соответствует тому, что в действительности находилось там на тот момент. Тарелка на стене, игрушка-гренадер за плечом Веры(расписывал её также Серов), стулья, до сих пор сохранились. Усадьба Мамонтовых сегодня входит в комплекс музея-заповедника и все эти предметы находятся в нём.

Неужели в этой замечательной картине, которая как магнит удерживает взгляд, имеются какие-то неточности? На что вообще, рассматривая её, следует обратить внимание?

Первое, это лицо девочки. Нужно отдать должное Серову - ему прекрасно удалось передать её настроение и желания. Девочка вопросительно смотрит, и очевидно, что ждёт когда её отпустят. Ей сложно усидеть на месте и не терпится поскорее пойти играть со своими братьями и сёстрами. Вместе с тем, если не знать, что изображена 11 летняя девочка, то в определении возраста у непосвящённого человека могут возникнуть серьёзные проблемы.

Черты лица девочки не дают точного ответа на вопрос о её возрасте - это может быть и 10 и 18 лет и даже старше. Густые брови только подталкивают к мнению о том, что это скорее не ребёнок, а взрослый человек. Возраст можно было бы определить косвенно, основываясь на сравнение предметов мебели в комнате с ростом девочки, однако и это сравнение говорит не в пользу того, что девочке всего-то 11 лет. Локти Веры расположены довольно таки высоко над уровнем стола, а спинки стульев находится на таком уровне, на котором они бы находились, если бы за этими стульями сидели взрослые люди.

Скорее всего, в какой-то момент Серов понял, что девочка у него не получается на свои годы, и решил эту маленькую оплошность исправить, надев на Веру несуразный розовый балахон с огромным бантом, одеть который взрослому человеку было бы как-то несерьёзно. Кроме того, что курточка существенно омолодила главную героиню картины, есть в ней и ещё одно преимущество - она служит дополнительным источником света и очень удачно вписывается в популярный стиль написания картин того времени - с бликами, отблесками, игрой света и тени. Так что в целом, можно сказать, что Серов здесь очень ловко и умело выбрался из непростой для себя ситуации.

Второй момент, на который следует обратите внимание - это стол. Плоскость столешницы у Серова не параллельна полу и заваливается к низу картины. Есть ощущение, что персики вот-вот по нему покатятся к нам в руки. Не исключено, что злую шутку здесь с живописцем сыграла смена поры года. Солнце осенью становилось всё ниже, освещение и тени на столе постоянно менялись, что вводило художника в заблуждение. В итоге, не только стол, но и вся геометрия пространства на картине выглядит легко искажённой.
Ну и заключительный момент, который мог бы вызвать недоумение, однако объяснение на него имеется и вполне состоятельное: откуда в Подмосковье, в конце 19 века, взялись персики в разгар осени? (о том, что это осень догадаться не трудно - на столе лежат жёлтые листья, а за окном виднеется осенняя желтизна). Всё дело в том, что в поместье Мамонтовых была оранжерея, где успешно выращивались и плодоносили(как видно), персиковые деревья. Единственно, что здесь не ясно - когда был собран урожай? Скорее всего не осенью, а летом, на момент начала написания картины. Осенние листья Серов добавил, подстраиваясь уже под пору года.

Судьба главной героини картины, к сожалению, сложилась печально. По свидетельствам, Вера Саввишна Мамонтова была жизнерадостным и светлым человеком, однако Господь отмерил её всего 32 года жизни. Пневмония в те времена не щадила никого и часто не оставляла людям никаких шансов. Осиротевшими остались её трое детей.
+3
Добавьте комментарий
Войти через
Вы пользуетесь соц. сетями?
Лучшее за неделю


ФОТО
Аномалии: Чёртово игрище.
9-07-2018, 19:47
Пять прекрасных городов на берегу Волги, где стоит побывать. Ярославль
9-04-2018, 11:44
Пять прекрасных городов на берегу Волги, где стоит побывать. Кострома
8-04-2018, 22:29
Пять прекрасных городов на берегу Волги, где стоит побывать. Казань
8-04-2018, 18:54
Пять прекрасных городов на берегу Волги, где стоит побывать. Волгоград
8-04-2018, 14:21
Наверх